О самом интересном

Объявление

Мы рады приветствовать вас на нашем форуме!!! Ищу на форум модератов, готов создать или выделить раздел

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О самом интересном » ОБМЕН » Экзамен


Экзамен

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Вопросы:

1. Инновации, инновационные технологии и их значение для экономического развития в условиях постиндустриального общества.
2. Инновационная модель экономики.
3. Традиционная  и инновационная парадигмы экономического роста. Классификация инноваций.
4. Понятие об инновационной деятельности. Инновационная сфера и инфраструктура.
5. Сущность инновационного менеджмента.
6. Соотношение, различия и общие черты новаций и инноваций. Экономическая эффективность инновационных технологий.
7. Национальная инновационная система и её ключевые компоненты.
8. Экономическое развитие общества и предпринимательство. Сущность и формы предпринимательства.
9. Возникновение и историческое развитие предпринимательства.
10. Предпринимательская деятельность в туристском сегменте.
11. Экономические циклы Н.Д. Кондратьева как основа теории инновационных процессов Й. Шумпетера.
12. Сущность теории инноваций.
13. Понятие о технологическом укладе развития.
14. Циклы эволюции мировой экономической и политической системы.
15. Инновационная деятельность: функции, сущность и специфика. Жизненный цикл инноваций.
16. Инновационная деятельность в туризме.
17. Сущность государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности.
18. Схемы государственной поддержки.
19. Инструменты государственного регулирования в научно-инновационной сфере. Понятие об инновационной политике.
20. Взаимосвязь научной, технологической и инновационной политики. «Белая книга» как инструмент инновационной политики.
21. Суть инновационной политики США: мощнейшая разноплановая поддержка исследований в  прорывных высокотехнологичных направлениях.
22. Инновационная политика Японии и ЕС.
23. Инновационная активность предприятий РФ. Приоритеты, перспективы, ограничения и результативность инновационной деятельности в РФ.
24. Организация науки и научно-технических исследований. Научно-технологический потенциал, инновационные и инновационно-технологические центры.
25. Особенности формирования спроса на технологические инновации со стороны российских предприятий.
26. Основные задачи государственной поддержки инновационной деятельности в туристском сегменте.
27. Планирование инноваций, его принципы и функции. Виды планирования.
28. Содержание инновационного проекта. Исследовательские, венчурные и модернизационные инновационные проекты.
29. Схема анализа инновационного проекта. Этапы разработки проекта. Финансово-экономическое обоснование проекта. Производственный план инновационного проекта.
30. Роль и характер инвестиций в инновационных проектах.
31. Инновационная стратегия государства.
32. Бюджетное кредитование. Банковское финансирование. Венчурное финансирование.
33. Государственно-частное партнёрство. Концессионное соглашение.
34. Организация и поиск целей инновационной деятельности. Инновационный потенциал предприятий и его развитие.
35. Риски в инновационной деятельности и их типы. Главный риск. Риски, связанные с продвижением инновационной продукции на рынок.
36. Прогнозирование рисков. Управление рисками при реализации инновационного проекта.
37. Характерные риски для рынка туристских услуг.
38. Интеллектуальный продукт как собственность.
39. Интеллектуальная собственность как товар. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности.
40. Интеллектуальная собственность и передача технологий. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности.
41. Организация управления инновациями на предприятиях.
42. Взаимодействие подразделений компании и отдельных работников. Отношение к потребителям.
43. Привлечение работников к участию в инновационных процессах.
44. Управление знаниями: от мониторинга новых знаний через генерирование идей к созданию и внедрению нововведений.
45. Классификация предприятий по типу инновационного поведения.
46. Инновационная деятельность в туристских компаниях.
47. Глобализация экономики и туризм.
48. Тенденции развития авиационного  и железнодорожного транспорта. Развитие морских круизов.
49. Информационные технологии, их внедрение в производственные процессы.
50. Применение информационных технологий в туризме. Глобальные распределительные системы.
51. Электронная коммерция.
52. Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме.
53. Роль Всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций.
54. Инновационные процессы в продвижении туристского продукта. Принципы устойчивого развития туризма.
55. Вспомогательный счёт туризма.
56. Практика нового туризма.




Пробные ответы:

1)   Инновации – это передовые технологии, внедрение которых обеспечивает качественное развитие экономики. Они являются связующим звеном между научно-техническим прогрессом и жизнью большинства людей. Инновации служат залогом интенсивного роста производства и непосредственно качества жизни.

Инновационное развитие является сегодня необходимым для самого выживания общества. Благодаря инновациям решаются многие проблемы традиционных обществ: эпидемии, детская смертность, производительность труда, доступность образования, культурных ценностей, технических средств. Глобальные угрозы современности, прежде всего социальные, военные и экологические, возникшие в результате научно-технической революции, необходимо также эффективно нейтрализовать. Нам представляется, что достичь этой цели можно лишь в процессе инновационного развития соответствующих сфер жизнедеятельности человека.

Инновационное мышление является столь же необходимым, как и сами инновации. Исключительно технических новаций для полноценного развития общества явно недостаточно. Инновационное мышление – интеллектуальная и психологическая устремлённость к новациям – должно быть неразрывно связано с экоэтическим сознанием. Ведь новая техника и само общество должны быть безвредными как для людей, так и для природы.

Инновационное общество не просто открыто и приспособлено к инновациям. Оно само непрерывно генерирует новации всех уровней. Такое общество является наиболее динамичным и устойчивым при соблюдении одного условия: оно способно верно оценивать последствия внедрения каждой инновации и ещё на начальном этапе надёжно отсеивать те, которые представляют угрозу жизни и личности.

2) подходы к развитию инновационной деятельности с выделением шести ее принципиальных моделей: североамериканская, европейская, японская (вместе с Тайванем и Южной Кореей), китайская (вместе с Вьетнамом), центральноевропейская, а также особенности такой модели в пределах СНГ с ее разными конкретными проявлениями в России, Беларусии, Казахстане и других странах этого региона, оценены позиции в мировом хозяйстве нетто-експортеров и нетто-импортеров инноваций.

в современных условиях целесообразно выделить несколько моделей регуляторного обеспечения инновационной политики, которые при всех национальных отличиях в их осуществлении можно свести к двум видам - активному и пассивному.

К активному виду относятся североамериканский, западноевропейский и японско-восточноазиатский типы политики, с отдельными дополнительными проявлениями этого вида в других регионах мира (в частности, в Израиле и Австралии). Этот тип характерен для наиболее высокоразвитых государств мира, входящих в состав ОЭСР, а также для стран наиболее активной абсорбции инноваций в последний период - Китая и части азиатских членов АТЭС.

К моделям пассивного вида относится инновационная политика, связанная с получением только тех современных инноваций, которые их нетто-экспортеры позволяют перенести в самую большую в мире группу менее технологически развитых стран. При значительных пострановых отличиях к этой группе все-таки можно отнести такие типы инновационной политики, которые осуществлялись сначала латиноамериканскими, а с 90-х годов XX в. - и постсоветскими (включая Украину), центральноевропейскими постсоциалистическими странами и некоторыми странами других регионов (Турция, Египет), которые уже несколько десятилетий используют инновации. В Российской Федерации сложилась особая ситуация с инновациями, которую с начала этого века можно охарактеризовать как пассивно-активную. Наряду с дозированным допущением нетто-экспортерами инноваций в российскую экономику, "путинско-медведевская" модель ее развития предусматривает постепенное усиление собственной составляющей наращивания национального инновационного потенциала.

3)  В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:
а) новые для отрасли в мире;
б) новые для отрасли в стране;
в) новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:
а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
б) инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
в) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
а) радикальные (базовые);
б) улучшающие;
в) модификационные (частные).

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

1) технологические; 2) производственные; 3) экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления.

Известна классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев:

1. Распространенности (единичные и диффузные);
2. Места в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие (связывающие) и продуктовые);
3. Преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения3);
4. Охвата ожидаемой доли рынка (локальные, системные и стратегические);
5. Инновационного потенциала и степени новизны (радикальные, комбинаторные и совершенствующие).

Четвертое и пятое деления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, а также интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

0

2

Содержание

Введение
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Заключение
Список литературы

Введение

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.
На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.
Туризм, являясь в настоящее время глобальным социально-экономическим явлением, функционирующим в условиях порой весьма жесткой конкуренции, характеризуется большой степенью подверженности инновационным процессам, следование которым зачастую является основным детерминирующим конкурентоспособность туристских организаций фактором.
Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. И такой отраслью является туризм.

1. Инновации и туризм

1.1 Понятие «инновация», виды и функции инноваций

Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия «инновация» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей [2, стр. 28].
Термин «инновация» (от анг. innovation-нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные автор, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс.
Так, в современном словаре иностранных слов (в соответствии со сводом международных стандартов «Руководство Фраскати») инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
В оксфордском толковом словаре понятие «инновация» разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами».
Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация – это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.
Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных возможностей, инновации различаются по сфере приложения, масштабам распространения и по характеру. По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые. По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, компании) инновации. По характеру они могут быть эволюционными и радикальными [2, стр. 30].
Основные функции инноваций:
- они вовлекают в производство новые производительные силы, способствуют повышению производительности труда и эффективности производства, сокращают различного рода затраты;
- повышают уровень жизни каждого человека и общества в целом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;
- помогают привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;
- являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности [2, стр. 37].

1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме

Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими – сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:
- источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);
- вид инновации (аттракторы, инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства);
- степень новизны (улучщающие, прорывные);
- широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);
- инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие) [3, стр. 121].
Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому – успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня позиционирует себя как родина Российского Деда Мороза и переживает настоящий туристский бум.
Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении [3, стр. 122].
К основным принципам инноваций в туризме относят:
1. Принцип научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для реализации инноваций, соответствующих потребностям туристов.
2. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития сферы туризма в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.
3. Принцип соответствия инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества, которые действительно нужны клиенту, а не те, которые может произвести и внедрить туристская организация.
4. Принцип позитивности результатов, состоящий в предупреждении неразумного, не продуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом.
5. Принцип имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации инноваций используются инвестиционные ресурсы, эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью нововведений.
6. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества.
7. Принцип связности. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.
8. Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для человека и окружающей его среды [3, стр. 124].

2. Инновационная деятельность в туризме

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.
Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:
- выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;
- использование новой техники и технологии в производстве традиционных продуктов;
- использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример – путешествия туристов на космических кораблях;
- изменения в организации производства и потребления традиционного туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый маркетинг, новый менеджмент;
- выявление и использование новых рынков сбыта продукции (гостиничные и ресторанные цепи).
Основу инновационной деятельности во всех секторах экономики составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Научно-техническая революция не только стала материальной основой формирования массового туризма. Она оказала огромное влияние на инновационную деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.
Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.
Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.
Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме

Туристская деятельность – это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики.
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.
Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном федеральном и региональном уровнях.
Основными задачами государства являются:
- определение и разработка принципов политики в области туризма, программ их реализации, механизма контроля и исследования результатов деятельности (организация статистики, ведомственных исследований);
- создание благоприятных условий для туризма, координация действий различных компаний, организаций и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;
- поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации, формирование привлекательного образа страны.
В связи с тем, что создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных экономических и социальных сфер, инновационный путь развития невозможен без осуществления государственной поддержки. Для этого используются три схемы, которые также в настоящее время применяются и в развитии сферы туризма.
1. Прямое участие государства в реализации специальных целевых программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.
Реализация региональных целевых программ в сфере туризма
Во многих регионах России разрабатываются и реализуются региональные целевые программы в сфере туризма, включающие, как правило, финансирование следующих основных мероприятий: развитие туристской и транспортной инфраструктуры региона, информационное продвижение туризма региона, научные и статистические исследования в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров для сферы туризма. Так, в Вологодской области с 2004 года реализуется областная целевая программа «Великий Устюг-родина Деда Мороза», а в сентябре 2008 года утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы.
Создание туристско-информационных центров
Многие государства создают специальные национальные организации для продвижения различного рода инноваций в туризме. В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментов для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии. Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу» [3, стр. 52].
В России единой национальной организации по продвижению российского туристского продукта нет, но во многих регионах созданы и функционируют туристско-информационные центры (ТИЦ). Как правило, это либо государственные учреждения или организации в форме некоммерческого партнерства, которые финансируются за счет средств региональных или районных бюджетов, могут быть областными, городскими или районными.
Примеры.
ГУ «Информационно-туристский центр» Республики Карелия. Функционирует с 2001 года, учредителем является Министерство экономического развития Республики Карелия. Задачами ИТЦ являются: создание единого информационного банка данных о туристском потенциале, программах и проектах по туризму в Республике Карелия; организация информационного и консультационного обеспечения по вопросам туристской деятельности, отдыха в Карелии; продвижение карельских туристских продуктов, привлечение внебюджетных средств в развитие туризму в республике. ИТЦ представляет собой современные Интернет-технологии, которые дают возможность потенциальному туристу получить исчерпывающую информацию по интересующим его вопросам о возможностях туристской инфраструктуры Республики Карелия.
ГУ «Туристско-информационный центр Вологодской области». Функционирует с 2007 года, учредителем выступает Комитет по туризму Вологодской области. Цели ТИЦ: развитие туристской привлекательности Вологодской области, популяризация проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» в средствах массовой информации и продвижение региона на российском и международном туристских рынках; консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также ведение рекламной и маркетинговой деятельности; организация работы с предприятиями индустрии гостеприимства, оказание содействия в развитии малого и среднего бизнеса в сфере туризма.
2. Предоставление субсидий и грантов для осуществления научно-исследовательских работ в сфере туризма и сопутствующих отраслях.
Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами.
Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду заключается государственный контракт. Он дает право представителю государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.
Так, в долгосрочной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы предусмотрены средства на научные исследования в сфере туризма в объеме 1,5 млн. рублей.
3. Обеспечение частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технических разработок, а также развития инвестиционных возможностей. Частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования и приобретение необходимого для этого оборудования, а также в развитие туристской инфраструктуры регионов, предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через участие государства в акционерном капитале.
В настоящее время ярким примером является создание в России в 2007 году семи туристско-рекреационных зон: Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятии. Данное событие символизировало начало периода активной государственной поддержки туристской индустрии, возведенной в ранг «локомотивов» развития регионов, а впоследствии и российской экономики в целом.
Туристско-рекреационная зона (аналог сервисных зон или зон услуг в мировой практике) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма. Туристско-рекреационные зоны распространены незначительно, а для России это и вовсе уникально. Поэтому создание ТРЗ в России носит инновационный характер.
Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа в России является одним из главных приоритетов в обеспечении динамичного развития экономики страны, перевода ее на инновационную модель развития, в объединении усилий государства и бизнес-сообщества. Механизм ОЭЗ обладает рядом преимуществ: налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента. Он создает возможности для эффективного тестирования новых подходов в государственном управлении.
Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.
Государство, реализуя механизм государственно-частного партнерства, возлагает на себя обязанности создания необходимой инженерной, транспортный и социальной инфраструктуры, а также предоставляет определенный набор льгот и преференций для инвесторов.
Для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных зон устанавливаются следующие налоговые льготы:
• резиденты вправе: при расчете амортизации применять повышающий коэффициент 2; переносить убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме; признавать расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат; не платить в течение 5 лет налог на имущество с момента ввода его в эксплуатацию и земельный налог с момента возникновения права собственности;
• субъекты РФ вправе устанавливать для резидентов пониженную ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, но не ниже 13,5%, и другие налоговые льготы.
Кроме этого, в зонах будет действовать упрощенный административный режим (принцип «единого окна» при регистрации резидентов и возможность проведения инспекционных мероприятий - СЭС, противопожарная служба, торговая инспекция, инспекция по труду и т. д. - только в рамках плановой комплексной проверки, решение о которой будут принимать территориальный орган РосОЭЗ) и льготный порядок землепользования.
Данные новации в Закон РФ «Об особых экономических зонах» следует признать позитивными с учетом того, насколько широко на территории России представлены уникальные курортно – рекреационные объекты, развитие которых существенно тормозится недостаточным объемом бюджетного финансирования и государственной поддержки.
Особенно важно создание зон такого типа для малого и среднего бизнеса, так как развитие туристско-рекреационной зоны связано с расширением сферы услуг, функционированием большого количества гостиниц, предприятий общественного питания и т.д.
Таким образом, на территории семи субъектов РФ созданы «точки роста», которые в дальнейшем должны оказать стимулирующие воздействие на развитие бизнеса регионов и территории в целом. При этом создание туристско-рекреационных зон не только несет в себе положительный экономический эффект для региона в виде растущего объема инвестиций и стоимости оказываемых услуг, внедрения передовых технологий и современных методов управления, стимулирования развития территорий с низким промышленным потенциалом, но и имеет важное социальное значение вследствие увеличения числа рабочих мест и роста профессиональной образованности населения. К тому же, как показывает мировой опыт, прилегающие к зоне территории также начинают развиваться динамичней.

Заключение

Сфера туризма сегодня одна из наиболее перспективных и прибыльных. В мире на его долю приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами.
Туризм постоянно развивается, несмотря на различные препятствия политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во многих случаях является инициатором и экспериментатором в освоении и внедрении современных передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложения и предоставления услуг, открывает и осваивает новые возможности.
Работники сферы туризма имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.
В туризме ежедневно внедряются инновации самого разнообразного характера под влиянием, как научно-технического прогресса, так и интеллектуального развития человечества.
Инновации в сфере туризма иногда возникают совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе. Поэтому изучение инновационных процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения представляет значительный и практический научный интерес.
Также важна роль государства в развитии инноваций в сфере туризма, а разработка и реализация механизмов государственной поддержки данных направлений актуальна.

Список литературы

1. Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.-224с. («Туризм и сервис»);
2. Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.;
3. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / С.А. Севастьянова. - М.: КНОРУС, 2007.- 256 с.
4. Современный словарь иностранных слов. Около 20000 слов. СПб: Русский язык: Дуэт: Комета, 1994.- 395 с.
5. http://www.ticrk.ru – сайт Туристско-информационного центра Республики Карелия;
6. http://vologdatourinfo.ru – сайт Туристско-информационного центра Вологодской области.

0

3

ВВЕДЕНИЕ

"Новизна - это призыв к действию для юного, к размышлению для зрелого и к осторожности для пожилого." (Виктор Кротов)
"Лучшее - враг хорошего. Но не самый злой." (Авессалом Подводный)
Для управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
а) новые для отрасли в мире;
б) новые для отрасли в стране;
в) новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:
а) инновации "на входе" предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
б) инновации "на выходе" предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
в) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
а) радикальные (базовые);
б) улучшающие;
в) модификационные (частные).
Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:
1) технологические;
2) производственные;
3) экономические;
4) торговые;
5) социальные;
6) в области управления.
Происхождение инноваций, их назначение, влияние и другие характеристики создают их большое разнообразие, что требует определенной классификации, которая сделает возможным их идентификацию. Какова область применения инновации? На какой стадии жизненного цикла инновации предприятие с ним столкнулось? Эффективно ли введение инновации? Эти и другие вопросы могут послужить признаками классификатора. Существует общая (традиционная) и классификация инноваций с учетом их развития. Рассмотрим прежде традиционную схему классификации по различным признакам.

ТРАДИЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ

Основу ее составляют следующие признаки.
1. Как источник идеи для инновации могут выступать:
а) открытие, научная идея, научная теория, явление;
б) изобретение, ряд изобретений, лицензии;
в) рационализаторские предложения;
в) прочие ситуации.
2. Вид новшества. Новшество в материальном, осязаемом виде может принимать форму:
а) продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
б) технологии, метода, способа;
в) материала, вещества;
г) живых организмов, растений;
д) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
е) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.;
ж) услуги;
з) прочих решений.
3. По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:
научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя; - информационно-коммуникационные, ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;
маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций;
логистические, ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.
организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.
4. По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:
а) мировой новизны;
б) отечественной новизны;
в) отраслевой новизны;
г) новые для фирмы;
д) расширение имеющейся гаммы товаров, ассортимента, портфеля товаров и услуг;
е) обновленные товары и услуги;
ж) товары и услуги с измененным позиционированием;
з) с сокращенными издержками (производственные инновации).
5. Широта воздействия инноваций:
а) глобальное, мировое;
б) народнохозяйственное, национальное;
в) отраслевое;
г) локальное.
6. Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:
а) исследования;
б) разработки;
в) промышленное производство;
г) маркетинг;
д) логистика;
е) диффузия;
ж) рутинизация;
з) сервисная поддержка.
7. По глубине вносимых изменений выделяют инновации:
а) радикальные или базовые;
б) улучшающие;
в) модификационные или частные.

Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву.

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
1. Область применения. Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.
2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация. Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.
3. Степень интенсивности. "Бум", равномерная, слабая, массовая.
4. Темпы осуществления инноваций. Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.
5. Масштабы инноваций. Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие.
6. Результативность. Высокая, низкая, средняя.
7. Эффективность инноваций. Экономическая, социальная, экологическая, интегральная.

Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой.
Классификационный признак Вид инновации Содержание инновации
1. Причина возникновения. 1.1 Реактивные.
1.2 Стратегические. 1.1 Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.
1.2 Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.
2. Предмет и сфера приложения. 2.1 Продуктовые.
2.2 Рыночные.
2.3 Инновации-процессы. 2.1 Новые продукты и услуги.
2.2 Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках.
2.3 Технология, организация производства и управленческие процессы.
3. Характер удовлетворяемых потребностей. 3.1 Ориентирование на существующие потребности.
3.2 Ориентирование на формирование новых потребностей. 3.1 Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично.
3.2 Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.

Классификация инноваций по А.И. Пригожину.
Классификационный признак Вид инновации
1. По распространенности. Единичные и диффузные.
2. По месту в производственном цикле. Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые.
3. По преемственности. Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.
4. По охвату ожидаемой доли рынка. Локальные, системные, стратегические.
5. По инновационному потенциалу и степени новизны. Радикальные, комбинаторные, совершенствующие.

Эволюция инновационных стратегий и инновационного бизнеса согласно концепции К. Кристенсена предполагает периодическую смену "подрывных" и поддерживающих технологических инноваций и их приложений - инновационных продуктов и услуг.
"Подрывные" технологии - те, которые идут на смену устоявшимся и развитым технологиям. Они ведут с собой новые продукты и новые услуги, которые сменяют прежние. Так, на смену мини-компьютерам пришли персональные компьютеры, на смену универсальные магазинов пришли сети дисконтных магазинов, на смену металлолитейным комбинатам пришли сталелитейные мини-заводы, на смену тросовым экскаваторам пришли телескопические экскаваторы. "Подрывные" инновации, стратегии постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес.
Задача
На предприятии разработаны два варианта освоения капиталовложений в объеме 30 млн. руб. Сметная стоимость создаваемого объекта и срок освоения инвестиций одинаковы, но структура затрат по годам периода освоения различна. При этом первый год освоения капитальных затрат применяется как базовый.

Варианты Капитальные вложения, млн. руб.
1 год 2 год 3 год 4 год 5 год Итого
1 2,0 3,5 6,0 8,0 10,5 30,0
2 10,5 8,0 6,0 3,5 2,0 30,0

Определите дисконтированную сумму капиталовложений по вариантам первому и второму при норме дисконта Е=0,1.
Какой из вариантов инвестирования с учетом фактора времени является более предпочтительным и почему?
Решение:

CF = ∑ Kt * 1/ (1+Е)
CF1 = 1, 82 + 2, 89 + 4, 51 + 5, 48 + 6, 52 = 21, 22
CF2 = 9, 55 + 6, 61 + 4, 51 + 2, 40 + 1, 24 = 24, 31

Для предприятия более подходящим будет первый вариант вложения капитала, так как в этом случае оно имеет меньше затрат.
классификация инновация управление продукт

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барсукова Е.Л., Сарычев В.А. Инновация как экономическая категория // Инновации. 2008. - № 2.
2. Бизнес: Оксфордский толковый словарь. Англо-русс. - М.: Изд-во "Прогресс-Академия", изд-во РГГУ, 1995.
3. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2008. - 432 с.
4. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. - М.: Дело, 2005. - 496 с.
5. Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев В.П. Инновационный менеджмент. - М.: Инфра-М, 2002.
6. Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
7. Инновационный менеджмент / Под ред.Л.Н. Оголевой. - М. Инфра-М, 2001.
8. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Под ред.В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2003. - 528 с.
9. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент - М.: Инфра-М, 2002.

0

4

Введение

В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах продукции. Поиск и использование инноваций на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических решений, совершенствование основных принципов управления создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. Инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.
Эффективность инноваций определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур.
Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе являются инновации и их эффективность. Понятие «инновации» очень важно для каждой организации, так как с помощью него улучшается производственная деятельность за счет введения в производство новых технологий, обеспечивающих эффективную деятельность предприятия.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия инноваций, получение от них эффективности.
Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:
 понятие инноваций и их виды;
 определение эффективности использование инноваций;
 виды эффекта инноваций;
 изучение системы основных показателей инноваций.
В процессе исследования использовались различные учебные материалы и пособия.

1 Понятие инноваций

1.1 Сущность инноваций

Термин и понятия «инновации» ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Алоиз Шумпетер в первом десятилетии ХХ века.
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа. Это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация – это не всякое нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
Исходя из того, что целью инноваций является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости – бдительности к новым возможностям улучшения работы.
Каждая инновация имеет своей целью достижение какого-либо результата. Он не всегда может совпадать с поставленной задачей, так свои коррективы вносит время, сама экономическая обстановка и общество. Оно как бы определяет спрос на инновации, новшества.
Наиболее часто сущность инновации определяется как результат творческого процесса в виде созданных или внедренных новых потребительских стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков.
1.2 Виды инноваций

Различают несколько видов инноваций.

Таблица 1 – Виды и цели инноваций
№ п/п Виды инноваций Инновационные цели
А 1
1 Продукт-инновация Обеспечение выживания, увеличение прибыли и доли рынка, независимость, интересы клиентов, повышение престижа, создание новых рабочих мест, рост оборота и сбыта
2 Процесс-инновация Рост прибыли (в результате производительности, экономии сырья и энергии), уменьшение загрязнения окружающей среды
3 Социальные инновации Социальная ответственность по отношению к коллективу и обществу, рост престижа фирмы, независимость, улучшение положения на рынке труда

Перечисленные виды инноваций (Таблица 1) находятся в тесной и неразрывной взаимосвязи. Так, продукт-инновация может влиять на изменение производственных процессов, технологий. Через процесс-инновацию одновременно можно создать необходимые технические предпосылки для продукта-инновации. В то время как продукт-инновация направлен на результат труда, процесс-инновация ориентирован на повышение эффективности производственного процесса, а социальные инновации связаны с изменениями в области социально-технической системы. Все инновации в итоге направлены на повышение социально-экономической эффективности производства, а от результата инновационной деятельности зависит стабильность в настоящем и успех в будущем.

2 Оценка эффективности инноваций

2.1 Эффективность инноваций

Эффект инновационной деятельности является многоаспектным [6; с.302]. Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью, проявляющейся в следующих смыслах:
 в продуктовом смысле (улучшение качества и рост товарных ассортиментов);
 в технологической смысле (рост производительности труда);
 в функциональном смысле (рост эффективности управления);
 в социальном смысле (улучшение качества жизни).

2.1.1 Эффективность использования инноваций
В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта (Таблица 2).

Таблица 2 - Виды эффекта от реализации инноваций
№ п/п Вид эффекта Факторы, показатели
А 1
1    Экономический Показатели учитывают в стоимостном выражении виды результатов и затрат от реализации инноваций
2    Научно-технический Новизна, простота, полезность, компактность
3    Финансовый Расчет показателей базируется на финансовых показателях
4    Ресурсный Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса
5    Социальный Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций
6    Экологический Шум, электромагнитное поле, освещенность вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на среду

Экономическим эффектом называется результат, приводящий к сбережению трудовых, материальных или природных ресурсов либо позволяющий увеличить производство средств производства, предметов потребления и услуг, получающих стоимостную оценку.
Научно-технический эффект может быть оценен через ожидаемый экономический эффект. Исследования показывают: 15% результатов прикладных исследований характеризуются потенциальным экономическим эффектом и 85% — ожидаемым.
Социальным называется результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества, не получающих, как правило, стоимостной оценки (улучшение здоровья, удовлетворение эстетических запросов и т. д.). Многие проявления социального эффекта нельзя измерять прямо или косвенно, здесь приходится ограничиваться лишь качественными показателями. Чем значительнее социальное достижение, тем сложнее дать ему интегральную количественную оценку. Для этого пришлось бы суммировать множество эффектов, одни из которых имеют лишь качественные характеристики, а другие измеряются в несопоставимых системах единиц. Очевидно, целесообразна разработка шкал предпочтений, охватывающих всю совокупность показателей общественного благосостояния, а также использование экспертных методов оценки.
В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.
Отношение   может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах, и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве – это всегда отношение.
В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.
Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов [6; с.303]:
 продолжительности инновационного периода;
 срока службы объекта инноваций;
 степени достоверности исходной информации;
 требований инвесторов.
Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. В целом проблема определения экономического и социального эффекта, а также выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию.

2.1.2 Общая экономическая эффективность инноваций
Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей [6; с.303]:
1 Интегральный эффект (Эинт) представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат. Следовательно, экономическая ценность (стоимость) нововведений для их покупателя непосредственно определяется их ожидаемой (прогнозируемой) полезностью, позволяющей ему преодолевать проблему ограниченности того или иного вида привлеченных ресурсов.

  , (1)

где Тр – расчетный год;
Рt – результат t-й год;
Зt – инновационные затраты в t-й год;
аt – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).
2 Индекс рентабельности инноваций (JR). Рассмотренный выше метод дисконтирования — метод соизмерения разновременных затрат и доходов, он помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, в котором суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности. Индекс рентабельности представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Расчет индекса рентабельности по формуле:

  (2)

где Дj – доход в периоде j;
Кt – размер инвестиций в инновации в периоде t.
В числителе этого выражения — величина доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе – величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования. Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 – неэффективен. Другими словами, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.
3 Норма рентабельности (Ер) представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям.

  (3)

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.
4 Период окупаемости (Т0) является одним из распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в отечественной практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений» он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

, (4)

где К – первоначальные инвестиции в инновации;
Д – ежегодные денежные доходы.
Необходимо рассмотреть пример.

Таблица 3 – Данные о производстве и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием
№ п/п Показатели Единица измерения Величина показателя
А 1 2
1 Объем реализации тыс. рулонов 300
2 Выручка от реализации (РТ) млн. р 22588
3 Издержки производства (ЗТ) млн. р 8444

Решение:
Определим экономический эффект (прибыль) от производства и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием за расчетный период.

ЭТ= РТ - ЗТ (5)

Отсюда
Эт = 22588 – 8444 = 14144 млн. р (5)
Ответ: экономический эффект (прибыль) от производства и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием составляет 14144 млн. р

2.2 Сущность проблемы эффективности инноваций

В настоящее время при оценке эффективности инновационных процессов руководствуются Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов. Однако они не в полной мере подходят для оценки эффективности инноваций. Это обусловлено тем, что в создании и использовании инноваций задействован широкий круг участников по сравнению с инвестиционным проектом.
Реализация нововведений имеет конечной целью достижение лучших результатов по сравнению с аналогом. Цена на новую продукцию должна найти признание у потребителя, в то время как цена на продукцию, выпуск которой предусмотрен инвестиционным проектом, уже получила рыночное подтверждение.
Воздействие перечисленных факторов обуславливает особенности определения экономической эффективности инноваций. Эти особенности заключаются в следующем:
1 При оценке эффективности инноваций необходимо учитывать не только общую массу дохода, которую можно получить за весь срок полезного использования нововведения, но и ее прирост по сравнению с аналогом.
2 При оценке эффективности инноваций предлагается различать:
 расчётный год внедрения;
 первый год после окончания нормативного срока освоения нововведения;
 начальный год срока полезного использования инноваций;
 срок полезного использования нововведения;
 последний год срока полезного использования инноваций.
В качестве расчётного года принимается второй или третий календарный год серийного выпуска новой продукции или второй год использования новой технологии. В качестве начального года срока полезного использования инновационного проекта принимается год начала финансирования работ по его реализации. Такой подход не всегда приемлем для оценки нововведения, так как единовременные затраты на его реализацию могут осуществляться в течение многих лет. При оценке эффективности инноваций все затраты, а также результаты приводятся к расчётному году при помощи как коэффициентов дисконтирования, так и коэффициентов наращивания. В отличие от этого при оценке эффективности инновационных проектов приведение текущих затрат и результатов производится путём их дисконтирования к начальному году осуществления единовременных затрат.
3 При оценке эффективности инноваций следует уделять первостепенное значение процессу выбора наилучшего варианта из числа возможных. В Методических рекомендациях этот аспект практически не разработан. При отборе оптимального варианта необходимо обеспечить их сопоставимость не только по фактору времени, но и по объёму производства новой продукции, и по качественным, социальным и экологическим факторам. При оценке эффективности инноваций затраты и результаты, осуществляемые и получаемые до начала расчётного года, умножаются на коэффициент наращивания, а после отчётного года – на коэффициент дисконтирования.
4 Метод оценки эффективности инноваций должен базироваться на системе оценочных показателей, учитывающих государственные интересы, интересы создателей, производителей, потребителей и бюджета.
5 Методы оценки эффективности инноваций должны включать показатели, отражающие интегральный (общий) эффект от создания, производства и эксплуатации инноваций. Такой подход позволяет не только дать комплексную оценку эффективности, но и определить вклад каждого из участников.
6 Для оценки эффективности инноваций целесообразно применять не только методы дисконтирования, но и методы аннуитета. В этом случае появляется возможность рассчитать экономический эффект по каждому году полезного использования нововведения и правильно увязать показатели эффективности с реальными хозяйственными процессами, происходящими в экономике.
7 При оценке эффективности инноваций исходят из возможности использования двух норм дохода на капитал. Одну из них целесообразно использовать для приведения единовременных затрат к расчётному году. По своему значению она должна соответствовать норме прибыли, которую гарантирует банк на депозитных счетах. Вторая норма прибыли на капитал используется для согласования интересов инвесторов и производителей.
Таким образом, для оценки эффективности инноваций необходима система показателей, отражающих конечные результаты реализации, а также соотношение результатов и затрат, обусловленных разработкой, производством и эксплуатацией.
Проблема оценки эффективности инноваций находится в центре внимания ученых-экономистов. Реализации любого инновационного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух задач:
- оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;
- сравнение вариантов и выбор наилучшего из них.
Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены. Инновационные проекты должны отбираться с учетом инфляционного фактора. Инфляция как повышение уровня цен в экономике измеряется либо индексом изменения цен, либо уровнем инфляции. Индекс изменения цен характеризуется соотношением цен, а уровень инфляции – процентом повышения цен.

2.3 Система показателей эффективности инноваций

Эффективность инноваций характеризуется системой показателей, отражающих конечные результаты реализации, а также соотношение результатов и затрат, обусловленных разработкой, производством, эксплуатацией нововведений. При оценке эффективности инноваций необходимо различать следующие ее составляющие:
1 Народнохозяйственная (интегральная) эффективность, учитывающая конечные результаты реализации инноваций в целом по народному хозяйству, то есть интегральный эффект инноваций у разработчиков, производителей, потребителей и бюджета. Показатели народнохозяйственной экономической эффективности определяют эффективность проекта, исходя из интересов народного хозяйства в целом, а также для регионов, отраслей, организаций, участвующих в реализации проекта. При расчете показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются:
 конечные производственные результаты (выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности, создаваемых);
 социальные и экологические результаты, определенные из совместного воздействия участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
 прямые финансовые результаты;
 кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм.
2 Коммерческая (финансовая), производственная (оперативная) и инвестиционная эффективность, которые учитывают финансовые последствия осуществления проекта для его непосредственных участников. Коммерческая эффективность может определяться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их долевых вкладов. В качестве эффекта на t-м шаге (Эt) выступает поток реальных денег.
При осуществлении различных видов деятельности происходит приток и отток денежных средств.
Тогда разность между ними (поток денежных средств) будет равна:

Фi= Пi– Оi, (6)

где Пi – приток денежных средств;
Оi – отток денежных средств
i – виды деятельности (инвестиционная, операционная, финансовая).
3 Бюджетная эффективность, учитывающая финансовые последствия инноваций для федерального, регионального и местного бюджетов. Показатели бюджетной эффективности устанавливают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Для экономического обоснования мер федеральной и региональной финансовой поддержки проекта используется бюджетный эффект. Бюджетный эффект (Бt) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Рt) в связи с реализацией проекта:

Бt = Дt – Рt, (7)

Интегральный эффект Бинт рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов (как превышение интегральных доходов бюджета Динт над интегральными бюджетными расходами Ринт).
Система показателей эффективности инноваций включает в себя также следующее:
1. Система оценочных показателей народнохозяйственной (интегральной) эффективности инноваций.
1.1 Интегральный объем добавленной стоимости (чистой продукции), включая амортизацию, а также ее прирост по сравнению с аналогом за счет создания, производства и использования инновации.
1.2 Общий (интегральный) объем добавленной стоимости (чистой продукции) а также ее прирост по сравнению с аналогом за счет создания, производства и использования инновации.
1.3 Общая (интегральная) сумма дохода (прибыли и амортизации), а также его прирост по сравнению с аналогом (базисным уровнем).
1.4 Общая рентабельность капитала, направленного на создание, производство и использование нововведения, исчисленная на основе годового дохода.
1.5 Экономический эффект, полученный в сфере производства, создания и использования нововведения, исчисленный на основе чистой продукции, включая амортизацию.
1.6 Экономический эффект, полученный в сфере производства, создания и использования нововведения, исчисленный на основе чистого дохода, и его прирост.
1.7 Срок окупаемости капитальных вложений, направленных на реализацию нововведения, в сфере его создания, производства и использования, и его изменение по сравнению с аналогом.
1.8 Общая сумма налогов, поступивших в бюджет за счет реализации нововведения, ее прирост по сравнению с аналогом.
2. Система оценочных показателей производственной (оперативной) финансовой и инвестиционной эффективности инноваций:
2.1 Оценочные показатели производственной эффективности нововведений.
2.1.1 Добавленная стоимость (чистая продукция), включая амортизацию, и ее прирост.
2.1.2 Чистая продукция, полученная за счет производства нововведения, ее прирост.
2.1.3 Доход (прибыль и амортизация) за счет производства нововведения и его прирост.
2.1.4 Экономия от снижения себестоимости продукции.
2.1.5 Потенциальная прибыль от применения нововведений и ее прирост.
2.2 Показатели финансовой эффективности инноваций:
2.2.1 Чистый доход
2.2.2 Чистая прибыль и ее прирост.
2.2.3 Доля чистого дохода в общей сумме доходов и ее изменение.
2.2.4 Доля чистой прибыли в общей массе прибыли и ее изменение.
2.2.5 Рентабельность продукции, исчисленная по чистому доходу от производства нововведения.
2.2.6 Рентабельность продукции, исчисленная по чистой прибыли от производства нововведения и ее прирост.
2.2.7 Общая масса прибыли.
2.3 Показатели инвестиционной эффективности инноваций:
2.3.1 Экономический эффект, исчисленный на основе дохода.
2.3.2 Экономический эффект, исчисленный по чистой продукции, включая амортизацию.
2.3.3 Экономический эффект, исчисленный по чистой прибыли.
2.3.4 Срок окупаемости капитальных вложений (исходя из чистого дохода от нововведения) и его изменение.
2.3.5 Рентабельность капитальных вложений, исчисленная по чистому доходу от производства нововведения и е прирост по сравнению с аналогом.
3. Система показателей бюджетной эффективности инноваций:
3.1 Интегральный бюджетный эффект за весь срок полезного применения нововведения в сфере производства, создания и использования.
3.2 Интегральный приведенный (дисконтированный или наращенный) бюджетный эффект за весь срок полезного применения нововведения в сфере его производства.
3.3 Степень финансового участия государства (региона) в финансировании нововведения.
Теперь необходимо рассмотреть преимущества оценочных показателей. Во-первых, такой показатель, как интегральный объем добавленной стоимости, включая амортизацию, отражает общий конечный результат от реализации нововведения. Такая информация крайне важна для создателей, производителей и пользователей нововведения. Она позволяет выяснить сумму средств, которой они будут располагать, чтобы отправить на оплату труда работников, уплату налогов. Значит, с помощью данного показателя обеспечивается заинтересованность работников предприятия в создании, производстве и использовании нововведения. Во-вторых, такой показатель, как общая сумма дохода (прибыль плюс амортизация), отражает возможности предприятия в развитии производств (фонд накопления). В-третьих, на основе сравнения общей рентабельности капитала, направленного на создание нововведения, можно сделать вывод о соответствии его эффективности:
 народнохозяйственном уровню;
 уровню, достигнутому предприятием по результативности использования основных производственных фондов и запасов;
 уровню эффективности аналога.

3 Программы по поддержке инноваций

Разрабатывая программу поддержки инноваций, необходимо подробно рассмотреть механизм воплощения в жизнь инноваций. Важная роль в этом процессе принадлежит научным организациям. Существуют специальные организации, которые занимаются воплощением в жизнь инноваций, их поддержкой и распространением.
Они носят название организационных структур инновационного менеджмента – это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
Научная организация – организация, для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для подразделений, находящихся в составе организации.
Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи.
Главная роль в поддержке инноваций принадлежит государству. В свою
очередь приоритет в объеме нововведений принадлежит науке, так как именно благодаря ей происходят открытия, движущие прогресс человека вперед.
Процесс разработки программ поддержки инноваций необходимо рассмотреть на примере финансирования науки и ее деятельности, связанной с инновациями, государством.
Говоря о современной экономике, необходимо учитывать ее переходный характер. Это влияет на процессы финансирования государством научных нововведений, инноваций. Такой процесс изменения вызван рядом факторов. Среди них нельзя не назвать и постепенное нарастание цен, нехватки денежных средств у товаропроизводителей, рост объемов взаимных неплатежей, привели к уменьшению поступлений в научные организации средств от основных их заказчиков – промышленных предприятий и объединений.
Важнейшим источником финансирования являются бюджетные средства. Они используются в первую очередь для финансирования исследований и разработок в оборонных отраслях промышленности, а также для финансирования бюджетных организаций и проведения фундаментальных и прикладных исследований. Следовательно, падение спроса на научно-техническую продукцию в начальный период становления рыночных отношений явилось неизбежным следствием изменения принципиальных основ функционирования экономики. В этой ситуации факторами выживаемости научных организаций явятся квалификация их кадров, материально-техническая оснащенность. Но изменение существующих организационных структур представляется неизбежным. Другим направлением финансовой поддержки государством научно-технической сферы являются прибыльно направленные организации.

Заключение

Изменения, происходящие в мире, постоянно трансформируют экономические уклады и условия жизнедеятельности людей за счет быстрого появления новых технологий и производств в разных сферах жизни общества.
В заключении необходимо отметить, что эффективность инноваций определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем.
Эффективность инноваций характеризуется системой экономических показателей, отражающих соотношение связанных затрат и результатов, и позволяющих судить об экономической привлекательности инноваций.
В реальной жизни оценка эффективности инноваций таит в себе несколько очень существенных проблем. Некоторые из них, такие как учет инфляции, соизмерение разновременных показателей, приведение инвестиций и издержек производства к единой годовой размерности, технически решаются на практике с помощью различных методов, коэффициентов и пр.
Однако с инновационными проектами связаны и другие, не столь легко решаемые проблемы. Одной из основных является проблема учета общей величины эффекта от внедрения инноваций, так как отдельные его аспекты (социальный, экологический, научно-технический) представляются несоизмеримыми друг с другом, и даже дать интегральную оценку одному лишь социальному результату практически невозможно.
Поэтому как информационная база, так и методы определения эффективности инноваций должны совершенствоваться, чтобы учитывать те изменения, которые происходят в нашей стране.
Цель, поставленная в начале контрольной работы, была выполнена. В данной работе были рассмотрены основные моменты эффективности инноваций.

0

5

http://tourlib.net/books_tourism/novikov.htm

0


Вы здесь » О самом интересном » ОБМЕН » Экзамен